Самоходная артиллерийская установка СУ-122П
Разработчик:КБ завода Уралмаш Год начала работ: 1944 Год выпуска первого прототипа: 1944 Серийно не выпускалась в виду наличия в войсках аналогичных САУ. ТТХ СУ-122П
ТТХ СУ-122П
БОЕВАЯ МАССА 32 тонны ЭКИПАЖ, чел. 4 ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм 5920 (по корпусу) Ширина, мм 3000 Высота, мм 2245 ВООРУЖЕНИЕ 122-мм пушка Д-25С БОЕКОМПЛЕКТ 26 выстрелов раздельного заряжания ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ МК-IV - смотровой прибор ТШ-19 - телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой БРОНИРОВАНИЕ Лоб корпуса – 75 мм Борт - 45 мм Корма - 45 мм Маска пушки - 110 мм Крыша и днище - 20 мм ДВИГАТЕЛЬ дизельный В-2-34М, 12-цилиндровый, мощностью 500 л.с. при 1800 об\мин ТРАНСМИССИЯ многдисковые главный и бортовые фрикционы суого трения, 5-скоростная коробка передач ХОДОВАЯ ЧАСТЬ 5 сдвоенных обрезиненных катков диаметром 580 мм на один борт, заднее ведущее колесо СКОРОСТЬ 50 км\ч ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Высота стенки, м 1,00 Ширина рва, м 2,50 Глубина брода,м 1,30 СРЕДСТВА СВЯЗИ Радиостанция 9Р\9РС и переговорное устройство ТПУ-3бисФ
Создавая самоходное орудие СУ-100 конструкторский коллектив ЧКЗ не мог предположить, что быстрый темп, взятый ими в начале весны 1944 г., будет нарушен неготовностью орудия Д-10С к боевой эксплуатации. Фактически, первые серийные СУ-100 можно было отправлять на фронт уже летом, однако многочисленные проблемы технического характера заставили отложить серийный выуск САУ на несколько месяцев. Вместо неё в серию было запущено самоходное орудие СУ-85М, являвшееся симбиозом коруса и ходовой части от СУ-100 и 85-мм орудия Д-5С от СУ-85. Поскольку эта мера носила временный характер на заводе "Уралмаш" разработали собственный вариант САУ, вооруженный 122-мм орудием Д-25С (разработано заводом №9 НКВ). Новая самоходка, получившая обозначение СУ-122П, имела минимальные отличия от СУ-100. Как и прежде, при создании СУ-122П использовалось шасси и основная масса компонентов от Т-34-85, боевое отделение и рубку позаимствовали от "сотки", также нашли себе применение некоторые узлы от СУ-85. Работы по 122-мм САУ продвигались весьма быстро - положительную роль при этом сыграли одинаковые посадочные места и габариты орудий Д-25С и Д-10С. Внешне самоходка отличиалась только наличием дульного тормоза. Сборку СУ-122П начали уже в мае 1944 г., и в сентябре самоходка поступила на заводские испытания, которые были пройдены вполне успешно. Через несколько недель СУ-122П предъявили на государственные испытания, отправив самоходку на полигон в Гороховец. Несмотря на то, что тактико-технические данные САУ, полученные ранее, подтвердились, приказа о начале серийного производства так и не последовало. Причин для такого решения у АБТУ было несколько: - прежде всего, по бронепробиваемости Д-25С уступала Д-10С примерно 4-5 мм, зато эффект от действия осколочно-фугасного снаряда был почти вдвое выше; - боезапас сократился до 26 выстрелов; - скорострельность, из-за раздельного заряжания орудия, сократилась до 3-4 выстрелов в минуту; - отдача орудия была выше чем у СУ-100, что при выстреле "с хода" негативно сказывалось на выносливости ходовой части; - остались нерешенными прежние проблемы с теснотой боевого отделения. Этого оказалось достаточно, чтобы отвергнуть СУ-122П. Дополнительно "масла в огонь" подлило мнение замнаркома танковой промышленности Ж.Я.Котина, который с недоверием относился к установке крупнокалибрных орудий на шасси Т-34. Кроме того, 122-мм пушки в первую очередь шли на танки ИС-2, так что производство САУ с аналогичной артиллерийкой системой посчитали нецелесообразным.
Источник: http://www.aviarmor.net/TWW2/Tanks/USSR/SU-122P.htm |